bighunter: (Virginian)
[personal profile] bighunter



Сначала немного предистории. Одной из самых болезненных тем в бывшем Советском Союзе была тема
"невозвращенцев". Невозвращенцем был советский гражданин, который поехал за рубеж и отказался
вернуться обратно.

Особенно неприятно было, когда невозвращенцем оказывался известный артист, ученый и так далее.

Это сильно било по самолюбию, как же так, бегут ведь из самой лучшей страны в мире, страны,
которая их вырастила, выкормила, дала образование и обласкала народным вниманием.

Усилия по выявлению потенциальных невозвращенцев были грандиозными, КГБ работало не покладая рук,
с лупой проверялись мельчайшие подробности биографий "выезжантов", кандидаты на выезд проходили
через специальные выездные комисии при райисполкомах, к каждой выезжающей группе прикомандировывался
специальный куратор, и все равно, люди оставались.

В газетах публиковались разгромные статьи об очередном "предателе", их клеймили позорам товарищи
на специальных собраниях, но поток невозвращенцев не иссякал.

Снимались фильмы о коварных западных спецслужбах и их провокациях против советских граждан
за рубежом или об обольстительных коварных шпионках, испытывавших на прочность моральный
облик советского человека. По эффективности эти фильмы недалеко ушли от шпионских фильмов 30-х
годов. Сюжеты были примитивными, диалоги плоскими, характеры одномерными и даже самые лучшие
артисты не могли спасти эти убогие фильмы. Пропаганда сводилась к простому постулату, раз уехал,
значит предатель, который будет влачить жалкую жизнь на откупе западных спецслужб.

Работало это плохо, особенно в отношении людей творческих, потрясающие успехи Барышникова,
Нуриева, Макаровой скрыть было невозможно, тем более от бывших коллег по труппе.

Как и везде, среди пропагандистских фильмов были и исключения, точнее одно исключение,
фильм "Вид на жительство", вышедший 1972 году.




Сценарий фильма написали Сергей Михалков и Александр Шлепянов, режиссерами фильма были
Омар Гвасалия и Александр Стефанович. Что именно Михалков внес в сценарий остается загадкой,
скорее всего только подпись.


Режиссер А.Стефанович утверждает, что он и Омар Гвасалия, вместе со сценаристом Александром
Шлепяновым и Сергеем Михалковым изначально намеревались дать возможность объединиться на одной
площадке В. Высоцкому и Марине Влади и снять "...тонкий психологический фильм о неприкаянности,
о трагической необходимости расставания с родиной, в которой властвуют проклятые коммунисты.
Это будет фильм о невостребованности таланта… Фильм о том, как затравленный диссидент Высоцкий
бежит на Запад и встречает там свою любовь — Марину Влади, как они ностальгируют по России
под песни, которые мог написать Высоцкий… То есть это была бы чистая гарантия того, что фильм
посмотрит сто миллионов зрителей…"

"...Мы хотели снимать в главной роли Высоцкого, но нас вызвали в КГБ и категорически это запретили.
"Ну, за что они меня так ненавидят?!" — чуть не плакал Высоцкий, когда я сообщил ему об этом.
Не разрешили снимать и художника Илью Глазунова. В итоге главного героя сыграл начинающий
актер Альберт Филозов, для которого эта роль стала звездной"

Если честно, то я в эти режиссеркие байки не верю, поскольку они противоречат идее фильма,
нужно было показать рядового интеллигента, который чем-то не доволен, и думает
что на западе у него все получится.

Presentation01



Начало как в сказке, неженатый и бездетный врач-психоаналитик приехал
по путевке в капстрану и думает думу у себя в номере.

hotel-1



Решение принято, остаюсь.

hotel-2




Герой, которого зовут Ростислав, едет в полицейский участок,
кругом огни загнивающего капиталистического города.


Presentation04


Сцена в полицейском участке одна из лучших в фильме. Усталый комиссар, у которого
и так дел хватает, просто счастлив занниматься еще и нашим невозвращенцем.

Presentation05


"Госоподин комиссар, я принял решение остаться в вашей стране".

Presentation06


Комиссар: "... Очень приятно, что вы выбрали именно нашу страну, и особенно мой
подицейский участок"

Наш герой не просит политического убежища, он врач психоаналитик,
но психоанализ в СССР не приветствуется, и он просто хочет заниматься любимым делом.

Остается только ответить на несколько формальных вопросов, один из
которых он не сразу понимает.

Комиссар:
"Не занимались ли вы профессионально развратом или использованием развратного образа жизни
другого лица?

Наш герой: "Простите..."

police

Комиссар - "Ясно, не занимался".

Итак, с формальностями покончено, наш герой свободен, и тут наконец выясняется, что не только
занятие психоанализом повлияло на решение остаться, у героя имеется новоприобретенная пассия,
Хилари, которую играет Виктория Федорова. Фильм новаторский, и Хилари уже не шпионка,
и даже не женщина-вамп, (хотя сыграла бы в лучшем виде, если что, мама подсказала бы),
просто слегка легкомысленная.

Presentation07



Ночевать негде, Хилари пристраивает Ростислава в доме своих знакомых,
любителей кошек.

cat2


cat3


Хилари сообщает,что ей нравится имя Ростислав, и не только имя...

Presentation10


Начало положено хорошее, но Ростиславом заинтересовались спецслужбы,
как же без них.

briefing-1


К сожалению, у Ростислава нет никаких влиятельных знакомых в КГБ и милиции
и он не занимается политикой.

briefing-2


Предложение выступить на пресс-конференции и заклеймить советский строй
он тоже отвергает.

briefing-3


За декорации и люстру создателям фильма твердая пятерка.

В конце концов Ростислава отпускают и в торжественной обстановке
вручают вид на жительство. В полосатом пиджаке представитель спецслужб,
как знать, может наш герой еще одумается.
Presentation13


В честь нашего героя устраивают прием обветшалые представители русской эмиграции.

Presentation14


Создатели фильма к ним относятся с некоторой симпатией,
доживают свой век, ну и ладно.

Presentation15


В общем все хорошо, бары, рестораны...

Presentation16


По протекции Ростислава устраивают на стажировку к известному психоаналитику.

По дороге на работу он замечает объявление с телефоном, которое в дальнейшем сыграет свою роль:

"Если вас посещают мысли о самоубийстве, позвоните нам, мы поможем и помолимся за вас."

Presentation17




Оказалось, что представления Ростислава о практическом психоанализе далеки
от реальности. Сеанс с первой же пациенткой, которую ему доверили, окончился скандалом.

Patient-1


"...Вам надо чем-то заняться, найти работу, которая могла бы вас увлечь."

Patient-2



"Что, пойти работать, чтобы муж развлекался с другими пока я буду
стучать на машинке?!"

Patient-3


Вы не знаете местной жизни и реалий и вряд ли сможете работать психоаналитиком.

srink


Потерей работы неприятности не кончаются, у легкомысленной Хилари появился новый поклонник,
индус, который спит на гвоздях.

indus


А любит она, как выяснилось, только свою бабушку.

Presentation22



Нашему герою совсем плохо, и тогда он вспоминает про телефон из объявления.

phone



Ангельский голосок Джой успокаивает его и он отправляется на биржу труда
чтобы найти хоть какую-нибудь работу.

vec


После нескольких безуспешных попыток ему находят работу почти по специальности,
поливать пестицидами городскую свалку.

Presentation25



Вид свалки жутковато-сюрреалистический, здесь ребята постарались.

Presentation26

Presentation27


Создатели фильма "Дистрикт 9" отдыхают.

Как оказалось, свалку облюбовали местные хиппи, которым не понравилось
санитарные мероприятия, у Ростислава отбирают шланг и опрыскивают его самого.

Presentation28


Отчаявшийся Ростислав решает найти девушку с ангельским голосом и приходит к ней на работу.

joy-1


Они нравятся друг другу и начинают встречаться.

joy-3

Presentation34


Между тем, Ростислав натыкается на куратора из спецслужб и тот советует
ему стать частью чего-то целого, а для начала попытаться устроиться
на работу в эмигрантскую газету, что наш герой и делает.

Presentation32



Князь, которого играет Леонид Оболенский, советует Ростиславу вернуться на родину.

Presentation31м разгаре.



В газете Ростислав быстро освоился, в тоже время коллеги намекают, что неплохо бы
было ему пойти в "специальную школу журналистов, где его многому научат".
Ростислав делает вид. что не понял о чем речь.

Presentation33


Ростислав приглашает Джой к себе домой и рассказывает о своих планах

Presentation35



Для Джой однако его планы не оказались привлекательными и тогда Ростислав
решил осуществить план иного рода.

joy-2

Что тут скажешь, длительное пребывание в разлагающемся капиталистическом
обществе не могло не сказаться на его моральном облике.


Поняв, что поступил с Джой не самым лучшим образом, Ростислав прибегает к
ней на работу, но поздно, Джой уже уехала.

Presentation36



Расстроенный Ростислав идете с коллегой в бар с игровыми автоматами.

Presentation37

Коллега пытается жульничать, появляется полиция и задерживает Ростислава,
в том время как подставивший его сотрудник убегает.

Presentation38


Дела теперь совсем плохие, Ростислава вызывают в казенное пристутствие,
похоже о виде на жительство можно забыть.

Presentation39



Ростислав хватается за соломинку и просит помощи у старого знакомого.
Тот смотрит на него с презрением и говорит, что теперь его единственный шанс это
та самая "специальная школа журналистов".

Presentation40


Авторы фильма оставляют героя на перепутье, еще не все потеряно,
можно пойти в советское посольство и попроситься обратно.
Может возьмут, если конечно пообещает не заниматься больше психоанализом.

Presentation41

Смотрим фильм.






Послесловие, как сложились судьбы участников фильма.

Уехали: Виктория Фёдорова (в Америку) и Инна Сергеева (в Германию), Юрий Сокол (в Австралию) и Александр Шлепянов (в Англию), Александр Стефанович (во Францию), гражданином другого государства стал Омар Гвасалия, в шаге от эмиграции всегда был Анатолий Брусиловский… Остались «верны Родине»: С. В. Михалков, Л. Л. Оболенский, А. Л. Филозов…

Date: 2016-12-11 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] matildatris.livejournal.com
лихо закручен сюжет..) " там шпионки с крепким телом, ты их в дверь, они в окно" прямо по Высоцкому)

не видела, немедленно посмотрю, спасибо

Date: 2016-12-11 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com
Ну, Виктория в фильме не шпионка, просто слегка...легкомысленная.

Date: 2016-12-12 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] marinagra.livejournal.com
Даже не слышала про такой фильм! а что это Вы его вдруг вспомнили?

Date: 2016-12-12 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com
На самом деле это перепост старого топика, подумал, что может кого-то из моих новых друзей заинтересует.

http://virginian.livejournal.com/8847.html

У нас там с Еленой интересное обсуждение получилось.

Фильм на самом деле очень любопытный. Кстати, посмотрели "Мальчики из Бразилии"? Очень рекомендую.

Date: 2016-12-12 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] marinagra.livejournal.com
Нет, Посмотрю, ежели советуете)

Date: 2016-12-12 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com
Думаю, что вам понравится, большой затейник этот Айра Левин, и фильм по его книге хороший получился.

Date: 2016-12-12 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] marinagra.livejournal.com
Ну еще бы! Ребенок Розмари и Стэпфордские жены! Смертельный поцелуй! Щепка! Очень увлекательные романы и фильмы по ним.

Date: 2016-12-12 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com
Мальчики вас точно не разочаруют!

Date: 2016-12-18 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Прекрасно, прекрасно!
Кино уже как бы посмотрела.
Эпилог особенно впечатлил :)

Date: 2016-12-18 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com
Значительно позднее, уже в советские времена, был еще один такого рода заказной фильм, Рейс 222. Фильм обыгрывал реальную историю, произошедшую с Александром Годуновым и его женой.

Сергей Микаэлян, режиссер фильма, лил тогда крокодиловы слезы, что фильм прошел незамеченным, "Его даже не ругают". Етественно, кому была охота выставлять себя на посмешище. Фильм отличался еще тем, что в нем снялось много непрофессиональных актеров, понятно, что режиссер пошел на это не от хорошей жизни, даже актерам, которых приглашали на роли второго плана, не хотелось позориться.

И что же, все возвращаются на круги своя, фильм показывают снова и вот типичные комментарии современных зрителей:

"№ 41 Агнетта 21.08.2013 15:21
Хороший фильм, основанный на реальных событиях, истории любви Александра Годунова и Людмилы Власовой. Лично меня всегда поражала сила воли и духа Людмилы! Противостоять всем соблазнам, "наступить на горло своей песне", но остаться на Родине, со своими близкими. Очень сильная женщина. Возможно, без этого качества в балете трудно."

"№ 38 Крит 9.03.2013 19:50
Фильм о Родине. Ее можно ругать, но жить где-то еще немыслимо, как сказал один герой фильма. И эмиграция - это все-таки дезертирство, предательство. Не хочу я, дескать, терпеть трудности, меня не ценят, хочу только кататься, а санки возить нет. Попробовал бы кто-то так сказать в военное время. Конечно, такие люди, которые не хотят работать на свою страну, пускай едут. Но обратно, однозначно, не пускать! Что заслужили, то и получат."

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5989/forum/#1592390

О том, что три дня кэгэбэшники запугивали бедную женщину не выпуская ее из самолета, как то никому в голову не приходит.

Date: 2016-12-18 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
даа, сильно!
если только это не заказные...

Date: 2016-12-18 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com
Думаю, что настоящие, народу основательно мозги промыли.

Date: 2016-12-22 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] otchitchina.livejournal.com
Как кстати, Володька! Вот сейчас своих мужуков отправлю в Париж за золовкой, а сама налью шампани и буду тыриться
в вышеназванные фильмы, а что? Christmas spirit! and don't forget Parapluies de Cherbourg - это ритуальное, каждый год.
Проплачусь светлыми слезами: ne me quitte pas, mon amour...

Date: 2016-12-22 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com
Можешь ещё "Мальчики из Бразилии" посмотреть, если не видела. Там таких классных собачек показывают, правда в самом конце.

Date: 2017-01-07 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] aborigenarbata.livejournal.com
Помню этот фильм. Если не ошибаюсь, в нём есть эпизод, в котором герой предлагает владельцу магазина часы Буре, а тот из-за его "предательства" отказывает в просьбе. В 1971 году совсем "юным ученым" был командирован в ГДР в Дрезден в институт, занимающейся сходными проблемами. Перед поездкой пришлось пройти несколько инстанций, чтобы получить одобрение на эту поездку. Одобрение получил ровно за сутки до вылета, всё время держали в напряжении, не знаю случайно или так положено.

Date: 2017-01-07 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com
Совершенно верно, там был такой эпизод. В напряжении вас держали конечно не специально, вся выездная система была громоздкой и неповоротливой. Иногда КГБ просто не справлялось с потоком проверок вот и давали отмашку буквально в последний день. Те, кто оформлялись на длительные командировки, испытывали дополнительный стресс, оформляли обычно больше людей, чем требовалось, вдруг кто-то не пройдёт проверку или заболеет.

Date: 2017-01-12 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] vittasim.livejournal.com
Спасибо, что напомнили. Я этот фильм видела еще студенткой. но хорошо запомнила Филозова, а вот Викторию Федорову знала по другим фильмам и очень ее любила. "Вид на жительство" - один из немногих фильмов тех лет, который застрял в памяти .

Date: 2017-01-12 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] virginian.livejournal.com
Не удивительно, что застрял, фильм очень выделялся на фоне всего остального, прежде всего, фильм показывал жизнь на Западе, и показывает ее более или менее реалистично. Даже сейчас, через 40 лет, сильных огрехов я там не нахожу. Многие эпизоды в сценарии мог написать только человек, который или жил долго за рубежом, или имел полный доступ к информации. Стефанович если и был за границей, то скорее всего несколько раз, да и то, в составе официальных делегаций. Михалков конечно катался чаше, но и он с реальной жизнью там вряд ли сталкивался.

В фильме просматривается твердая рука консультантов из КГБ или журналистов-международников (работали они, впрочем, на одну и ту же контору). По стилистике и операторской работе фильм очень похож на "Мертвый сезон".

Ну не мог Михалков написать эпизоды, связанные с неудачной попыткой героя заняться психoанализом, не его это материал, как впрочем и Стефановича. Разве что, "вундеркинд объевшийся кинопросмотрами" посодействовал.

С точки зрения пропаганды главное достоинство фильма в том, что он показывает несовместимость мировоззрения и жизненных устоев человека, родившегося и выросшего в СССР с ментальностью и жизненными принципами Запада.

Плохо ему не потому, что Запад отнесся к нему жестоко или несправедливо, нет, просто этот мир не для него и конфликт несовместимых жизненных ценностей неибежен.

Конечно, не обошлось без шпионских страстей и коварных западных спецслужб, но сильно они фильм не портят.

Date: 2017-01-12 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] vittasim.livejournal.com
Обязательно пересмотрю.

Profile

bighunter: (Default)
bighunter

July 2017

S M T W T F S
      1
2 345678
91011121314 15
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 20th, 2017 05:47 am
Powered by Dreamwidth Studios