bighunter: (Default)
bighunter ([personal profile] bighunter) wrote2017-09-23 02:25 pm

Неизвестный Толстой

Предисловие к первому варианту романа "Война и мир"




" Я пишу до сих пор только о князьях, графах, министрах, сенаторах и их детях и боюсь, что и вперед не будет других лиц в моей истории.
Может быть, это нехорошо и не нравится публике; может быть, для нее интереснее и поучительнее история мужиков, купцов, семинаристов, но, со всем моим желанием иметь как можно больше читателей, я не могу угодить такому вкусу, по многим причинам.
Во-первых, потому, что памятники истории того времени, о котором я пишу, остались только в переписке и записках людей высшего круга грамотных; даже интересные и умные рассказы, которые мне удалось слышать, слышал я только от людей того же круга.
Во-вторых, потому, что жизнь купцов, кучеров, семинаристов, каторжников и мужиков для меня представляется однообразною и скучною, и все действия этих людей мне представляются вытекающими, большей частью, из одних и тех же пружин: зависти к более счастливым сословиям, корыстолюбия и материальных страстей. Ежели и не все действия этих людей вытекают из этих пружин, то действия их так застилаются этими побуждениями, что трудно их понимать и потому описывать.
В-третьих, потому, что жизнь этих людей (низших сословий) менее носит на себе отпечаток времени.
В-четвертых, потому, что жизнь этих людей некрасива.
В-пятых, потому, что я никогда не мог понять, что думает будочник, стоя у будки, что думает и чувствует лавочник, зазывая купить помочи и галстуки, что думает семинарист, когда его ведут в сотый раз сечь розгами, и т.п. Я так же не могу понять этого, как и не могу понять того, что думает корова, когда ее доят, и что думает лошадь, когда везет бочку.
В-шестых, потому, наконец (и это, я знаю, самая лучшая причина), что я сам принадлежу к высшему сословию, обществу и люблю его.
Я не мещанин, как с гордостью говорил Пушкин, и смело говорю, что я аристократ, и по рождению, и по привычкам, и по положению. Я аристократ потому, что вспоминать предков -- отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно. Я аристократ потому, что воспитан с детства в любви и уважении к изящному, выражающемуся не только в Гомере, Бахе и Рафаэле, но и всех мелочах жизни: в любви к чистым рукам, к красивому платью, изящному столу и экипажу. Я аристократ потому, что был так счастлив, что ни я, ни отец мой, ни дед мой не знали нужды и борьбы между совестью и нуждою, не имели необходимости никому никогда ни завидовать, ни кланяться, не знали потребности образовываться для денег и для положения в свете и тому подобных испытаний, которым подвергаются люди в нужде. Я вижу, что это большое счастье и благодарю за него Бога, но ежели счастье это не принадлежит всем, то из этого я не вижу причины отрекаться от него и не пользоваться им.
Я аристократ потому, что не могу верить в высокий ум, тонкий вкус и великую честность человека, который ковыряет в носу пальцем и у которого душа с Богом беседует.
Все это очень глупо, может быть, преступно, дерзко, но это так. И я вперед объявляю читателю, какой я человек и чего он может ждать от меня. Еще время закрыть книгу и обличить меня как идиота, ретрограда и Аскоченского, которому я, пользуясь этим случаем, спешу заявить давно чувствуемое мною искренное и глубокое нешуточное уважение".

P.S. Одному из моих бывших друзей очень понравилось бы.

P.P.S. В комментариях выражались сомнения в подлинности текста. Выдержки из вступления Толстого к первому изданию "Войны и мира" приводятся в статье Аллы Полосиной, старшего научного сотрудника Музея-усадьбы Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”.

Алла Полосина Л. Н. Толстой об аристократизме и аристократах

[identity profile] ded-port-sam.livejournal.com 2017-09-23 06:34 pm (UTC)(link)
"В народ" граф, видимо, пошел позже.

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-09-23 06:43 pm (UTC)(link)
Похоже на то, вот это мне особенно понравилось:

"Я никогда не мог понять, .... что думает семинарист, когда его ведут в сотый раз сечь розгами".


По моему понять не сложно, тем более такому выдающемуся писателю.



(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2017-09-23 18:56 (UTC) - Expand

[identity profile] ducde.livejournal.com 2017-09-23 06:59 pm (UTC)(link)
не фейк ли это? Не подскажете ли, где можно было бы проверить реальность этого текста?

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-09-23 07:06 pm (UTC)(link)
Вот отсюда:

Война и мир. Первый вариант романа (http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0073.shtml)

Если и фейк, то очень грамотно сделанный.

[identity profile] lady-wave.livejournal.com 2017-09-23 07:07 pm (UTC)(link)
Присоединяюсь к вопросу.

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2017-09-23 19:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lady-wave.livejournal.com - 2017-09-23 22:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2017-09-24 01:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2017-09-24 12:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lady-wave.livejournal.com - 2017-09-24 17:44 (UTC) - Expand

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-09-24 12:06 pm (UTC)(link)
Нет, не фейк.

Алла Полосина Л. Н. Толстой об аристократизме и аристократах (http://magazines.russ.ru/neva/2009/9/po14.html)

Алла Полосина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Музея-усадьбы Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”.

[identity profile] mi-ze.livejournal.com 2017-09-23 08:01 pm (UTC)(link)
Очень интересно, спасибо большое. Издательство Захарова, конечно, не академическое, но и на откровенную туфту он неспособен, думаю. Перепощу у себя.

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-09-23 08:10 pm (UTC)(link)
Само издание совершенно левое, но предисловие Толстого похоже подлинное.

[identity profile] eho-2013.livejournal.com 2017-09-23 08:27 pm (UTC)(link)
Надо же, я опять пропустила Ваши новинки, хотя френдленту активно смотрю.

Вижу, там еще Финская война ниже. Это я завтра посмакую)

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-09-23 08:53 pm (UTC)(link)
Не финская, а корейская, она долгое время такой же забытой была.

Я на френд ленту уже давно не полагаюсь, хожу по друзьям напрямую, благо их у меня не так много.

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2017-09-24 15:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] eho-2013.livejournal.com - 2017-09-24 17:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2017-09-24 18:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] eho-2013.livejournal.com - 2017-09-24 18:19 (UTC) - Expand

[identity profile] jalla00.livejournal.com 2017-09-24 06:07 am (UTC)(link)
Очень похоже на подделку. Издательская завлекалка

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-09-24 12:07 pm (UTC)(link)
Увы, нет:

Алла Полосина Л. Н. Толстой об аристократизме и аристократах (http://magazines.russ.ru/neva/2009/9/po14.html)

Алла Полосина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Музея-усадьбы Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”.

(no subject)

[identity profile] jalla00.livejournal.com - 2017-09-24 16:07 (UTC) - Expand

[identity profile] aldusku.livejournal.com 2017-09-24 06:30 am (UTC)(link)
Л.Н.Толстой об аристократах. ПСС, стр. 28, т. 13

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-09-24 03:37 pm (UTC)(link)
Спасибо за ссылку, по ней я нашел статью Аллы Полосиной,, старшего научного сотрудника Музея-усадьбы Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”.

Л. Н. Толстой об аристократизме и аристократах (http://magazines.russ.ru/neva/2009/9/po14.html)

Вот тебе и "Зеркало русской революции", с другой стороны честно выразил свое отношение к "подлому сословию".

[identity profile] varana.livejournal.com 2017-09-24 08:29 am (UTC)(link)
-не имели необходимости никому никогда ни завидовать, ни кланяться
Не переборщил ли он тут с отрицаниями?

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-09-24 12:01 pm (UTC)(link)
Ну, увлекся маленько. Мне еще и продолжение этой фразы понравилось:

"Не знали потребности образовываться для денег и для положения в свете " - Sic!

[identity profile] igparis.livejournal.com 2017-09-24 11:25 am (UTC)(link)
https://igparis.livejournal.com/267223.html
"Юность" Льва Толстого Главка 27, эпизод с крепостным мальчиком:

"ДМИТРИЙ, ВСКОЧИВ СО СТУЛА И ПОДБЕЖАВ К МАЛЬЧИКУ,

ИЗ ВСЕХ СИЛ НЕСКОЛЬКО РАЗ УДАРИЛ ПО ГОЛОВЕ ВАСЬКУ,

КОТОРЫЙ СТРЕМГЛАВ УБЕЖАЛ ИЗ КОМНАТЫ."


Далее следуют беседы Дмитрия с Николенькой о

подвигах, славе и прочей мутотени
-

НО О МАЛЬЧИКЕ НЕ УПОМИНАЕТСЯ ВООБЩЕ... С финалом: "

— Отлично жить на свете? — сказал я.


— Отлично жить на свете, — отвечал он таким голосом,

что я в темноте, казалось, видел выражение его веселых


, ласкающихся глаз и детской улыбки."

(лично я хренею, дорогая редакция,

от этой глыбы, этого матёрого человечища)

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-09-24 11:54 am (UTC)(link)
Да, "ласкающие глаза и детская улыбка" говорят сами за себя, вот если бы он собачку ногой пнул, тут разговоров на целый роман набралось бы.

Очень интересно

[identity profile] mashari0.livejournal.com 2017-09-24 07:03 pm (UTC)(link)
Здесь Лев Николаевич мне откровенно нравится. Спасибо за интересные вещи!

RE: Очень интересно

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-09-24 07:22 pm (UTC)(link)
Всегда пожалуйста! Наткнулся совсем случайно, а тут такие пассажи.

[identity profile] avosurt.livejournal.com 2017-09-25 07:26 pm (UTC)(link)
Вот четно, - я тоже рада, что мне не пришлось в жизни работать ради того, что бы прокормить семью или себя. И есть немного снобизма по разным другим поводам. Тщеславен человек! Слаб)
Но я так же уверена, что людям, которые сами "сделали себя" - есть чем гордится в гораздо бОльшей степени)

Мне кажется, Толстой настолько в этом эссе ушел в астрал, что не признает - у булочника тоже было чем гордится: и предки, и традиции, и своя лавка, которая возможно передавалась от отца к сыну... В общем, я уже составила себе мнение о Толстом как человеке увлекающемся, и этот текст укладывается в концепцию)
И еще, мне видится в этом эссе - некая неуверенность в своей собственной позиции)
спасибо за столь разносторонние и увлекательные тексты! Всегда есть над чем подумать и что обсудить после прочтения)
Edited 2017-09-25 19:32 (UTC)

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-09-25 08:30 pm (UTC)(link)
Всегда пожалуйста!

Если следовать Толстому, то знаменитым мастерам фирмы Фаберже тоже нечем гордиться, чем они отличаются от того же булочника?

Я могу только предположить, что весь этот поток сознания был реакцией на критику каких-нибудь разночинцев, ну и занесло мастера. Тем не менее, слов из песни не выкинешь, что сказано, то сказано.

(no subject)

[identity profile] avosurt.livejournal.com - 2017-09-25 20:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2017-09-25 20:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] avosurt.livejournal.com - 2017-09-25 20:49 (UTC) - Expand

[identity profile] otchitchina.livejournal.com 2017-10-10 09:18 pm (UTC)(link)
Я аристократ потому, что не могу верить в высокий ум, тонкий вкус и великую честность человека, который ковыряет в носу пальцем и у которого душа с Богом беседует.
Это цитата. Вот и поразмышляй над ней. Говнюк. /то я тебе сообщаю.

[identity profile] pro100-mica.livejournal.com 2017-10-22 12:09 pm (UTC)(link)
"Исповедь аристократа" я бы сказала)))
И "Хве и хви, ле и ли...", Хвелипку тоже сочувствовал позже поди)

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-10-22 12:22 pm (UTC)(link)
По крайней мере честно пишет. Мы тут правда тут уже обсуждали, что возможно понесло его в ответ на критику со стороны каких-нибудь "народников".

[identity profile] galik-123.livejournal.com 2017-10-24 09:35 am (UTC)(link)
Очень любопытно и неожиданно!
Спасибо за интересный пост!

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-10-24 01:29 pm (UTC)(link)
Да, в школе мы этого не изучали, нам все больше про "Зеркало русской революции" говорили.

[identity profile] rider3099.livejournal.com 2017-10-28 03:33 am (UTC)(link)
Как... даже слова правильные не могу подобрать ... Неужели все так может измениться? Я убеждена, что люди не меняются с годами. Возможно то, что произошло с ним гораздо позже было лишь любопытство...
С вашего позволения, добавлю в друзья. У вас очень интересные мысли

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-10-28 06:40 am (UTC)(link)
Ну, не такие уж и интересные. Я и несколько моих друзей очень любим искуство и просто делимся впечатлениями.

Я абсолютно с вами согласен, что люди не меняются с годами, разве что учатся лучше скрывать свои истинные мысли. Есть правда два исключения, иногда люди просто ломаются или просто деградировают.

(no subject)

[identity profile] rider3099.livejournal.com - 2017-10-31 02:44 (UTC) - Expand

[identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com 2017-11-27 07:34 am (UTC)(link)
Я встречала ранее цитаты из этого текста. С интересом читала, советская пропаганда как всегда врала. А Толстой он разный был, что не умаляет его гениальности. Забавно, что он пишет, что не чувствует будочника или лавочка, однако описать он мог все. Думаю что текст не без позерства с кокетством :).

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-11-27 08:39 am (UTC)(link)
Меня вот эта фраза убила:

«. Я аристократ потому, что был так счастлив, что ни я, ни отец мой, ни дед мой не знали нужды .... не знали потребности образовываться для денег и для положения в свете и тому подобных испытаний, которым подвергаются люди в нужде»

Бедные людишки, образовываться им приходится! А еще удивляются, откуда позорный указ о «кухаркиных детях» появился. Кстати, указ до сих пор не опубликован, доступно только письмо с его разъяснением, стесняются...


(no subject)

[identity profile] in-es.livejournal.com - 2020-07-24 18:25 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2020-07-24 18:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] in-es.livejournal.com - 2020-07-24 18:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2020-07-24 18:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2017-11-27 08:47 (UTC) - Expand

[identity profile] ellenwisdom.livejournal.com 2017-12-30 12:15 pm (UTC)(link)
Это надо сохранить... над столом повесить.

[identity profile] virginian.livejournal.com 2017-12-30 02:51 pm (UTC)(link)
У Михалкова наверное уже давно висит, он любит разыгрывать барина и отношение к черни соответствующее.

(no subject)

[identity profile] ellenwisdom.livejournal.com - 2017-12-30 15:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2017-12-30 15:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ellenwisdom.livejournal.com - 2017-12-30 17:06 (UTC) - Expand

[identity profile] fontyler.livejournal.com 2018-10-18 05:49 pm (UTC)(link)
Любопытно.
А после маятник качнулся - и пошёл Лёв Николаевич опрощаться, с мужиками из общей миски окрошку хлебать... и тоже от гордости, поди.
Искания, искания, а нам ли судить?
Мы-то обладаем ли подобной честностью перед собой хотя бы?
А он ведь этими словами - как у Достоевского - встал на площади на колени и повинился перед людьми - смотрите, какой я.
А маятник уже остановился, и вот-вот начнёт движение в противоположном направлении...но и это не конец пути, а только этап.

[identity profile] virginian.livejournal.com 2018-10-18 08:28 pm (UTC)(link)
Несмотря на все своё высокомерие вот в этом он был не так уж неправ:

«Жизнь купцов, кучеров, семинаристов, каторжников и мужиков для меня представляется однообразною и скучною, и все действия этих людей мне представляются вытекающими, большей частью, из одних и тех же пружин: зависти к более счастливым сословиям, корыстолюбия и материальных страстей. Ежели и не все действия этих людей вытекают из этих пружин, то действия их так застилаются этими побуждениями, что трудно их понимать и потому описывать.»

Особенно когда почитаешь комментарии в некоторых популярных блогах. Убогий язык, убогие мысли...

(no subject)

[identity profile] fontyler.livejournal.com - 2018-10-18 20:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2018-12-26 09:29 (UTC) - Expand

[identity profile] tarnegolet.livejournal.com 2019-01-26 12:11 pm (UTC)(link)
Молодость нетерпима, это в порядке вещей ))

[identity profile] virginian.livejournal.com 2019-01-26 12:29 pm (UTC)(link)
Не знаю, не знаю. Люди внутри не так уж сильно меняются. Кто знает, может все его "толстовство" было в чистом виде работой на публику.

(no subject)

[identity profile] tarnegolet.livejournal.com - 2019-01-26 12:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2020-07-24 18:54 (UTC) - Expand

[identity profile] mi-ta-pe.livejournal.com 2021-04-22 05:04 pm (UTC)(link)
Я аристократ потому, что воспитан с детства в любви и уважении к изящному .......в любви к чистым рукам, к красивому платью, изящному столу и экипажу.

"Войну и мир" Толстой написал в 41 год, и я поверила в Предисловие, потому что первую половину жизни Толстой был аристократом, а вторую сумасшедшим. Как говорил Грибоедов, у него случилось "горе от ума", опровергающее его аристократизм.

[identity profile] virginian.livejournal.com 2025-03-09 01:54 pm (UTC)(link)
Не таким уж и сумасшедшим. Толстой выступил со статьей резко осуждающий войны какими бы благими намерениями они не оправдывались. По традиции он опубликовал ее в английской газете.

«ОДУМАЙТЕСЬ!» (https://dzen.ru/a/ZEZM7kvBp39WOGD0)


Image

"Опять война. Опять никому не нужные, ничем не вызванные страдания, опять ложь, опять всеобщее одурение, озверение людей.

Люди, десятками тысяч верст отделенные друг от друга, сотни тысяч таких людей, с одной стороны буддисты, закон которых запрещает убийство не только людей, но животных, с другой стороны христиане, исповедующие закон братства и любви, как дикие звери, на суше и на море ищут друг друга, чтобы убить, замучить, искалечить самым жестоким образом.

Но как могут так называемые просвещенные люди проповедовать войну, содействовать ей, участвовать в ней, и, что ужаснее всего, не подвергаясь опасностям войны, возбуждать к ней, посылать на нее своих несчастных, обманутых братьев? Ведь не могут же эти так называемые просвещенные люди, не говоря уже о христианском законе, если они признают себя его исповедниками, не знать всего того, что писалось, пишется, говорилось и говорится о жестокости, ненужности, бессмысленности войны. Ведь потому они и считаются просвещенными людьми, что они знают всё это.

И вдруг начинается война, и всё это мгновенно забывается, и те самые люди, которые вчера еще доказывали жестокость, ненужность, безумие войн, нынче думают, говорят, пишут только о том, как бы побить как можно больше людей, разорить и уничтожить как можно больше произведений труда людей, и как бы как можно сильнее разжечь страсти человеконенавистничества в тех мирных, безобидных, трудолюбивых людях, которые своими трудами кормят, одевают, содержат тех самых мнимо-просвещенных людей, заставляющих их совершать эти страшные, противные их совести, благу и вере дела."

(no subject)

[identity profile] mi-ta-pe.livejournal.com - 2025-03-09 14:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] virginian.livejournal.com - 2025-03-09 16:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mi-ta-pe.livejournal.com - 2025-03-09 23:09 (UTC) - Expand

[identity profile] lana-ustinov.livejournal.com 2021-10-12 09:50 am (UTC)(link)
Какой чудовищный текст... Я прочитала, что скорее всего это "полемическиц ответ" на критику, тем не менее. И сколько же в России 19 века было аристократов? Процентов 6-7 от общего населения?! Вот и не удивительными в подобном контексте кажутся события, изменившие ход российской истории. Может, все его последующее "народничество" было какой-то формой искупления?

[identity profile] virginian.livejournal.com 2021-10-12 12:27 pm (UTC)(link)
Гораздо меньше. Потомственных и личных дворян было около 1 процента населения, а аристократов какие-то доли процента. В "народничество" шли разночинцы, "графьев" там не наблюдалось.

[identity profile] sr-acros.livejournal.com 2025-03-09 01:31 pm (UTC)(link)
Image